«Алло, «скорая» слушает»

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу». Приказ МЗ и социального развития РФ № 179 от 1.11.2004 года «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»

К сожалению, очень многие люди не знают, для чего в нашем городе существует клиническое объединение скорой помощи. И совершенно теряются, когда возникает необходимость воспользоваться услугами «кареты». Однако, опыт показывает, что даже самый здоровый человек может попасть в экстренную ситуацию.

«Скорая помощь» существует для экстренных и срочных ситуаций. То есть таких, при которых есть угроза для жизни человека. Ангина, простуда, ушиб мизинца и алкоголизм – это не профиль «Скорой». Можно привести определённый критерий: если человек может дойти до поликлиники, то он должен пойти именно туда, а не набирать «03», потому что бригада в лёгких случаях ничем ему не поможет.

Более того – юридически врач «Скорой помощи» НЕ ИМЕЕТ ПРАВА назначать лечение. Всё, что он должен сделать – это сохранить человеку жизнь до приезда в соответствующую больницу!

Есть в нашей медицине такой принцип – лечение назначает тот, кто наблюдает за больным. Может ли врач «Скорой помощи» наблюдать за ходом лечения, как участковый или лечащий врач? Конечно, нет!

Это задача участкового терапевта или лечащего врача стационара.

В жизни все случается. Каждому из нас неплохо было бы держать в голове алгоритм: как поступить, если неожиданно потребовалось обратиться к услугам «Скорой помощи».

«Быстрей «скорую» — эти слова не раз за сутки слышат диспетчеры. Все хотят, чтобы «скорая» выехала немедленно, а уточняющие вопросы «Куда?» и «Что случилось?» порой вызывают недоумение и возмущение, ведь, как может показаться, из-за этого теряется драгоценное время. Между тем, оформление вызова по алгоритму занимает меньше минуты. Грамотный вызов поможет существенно сократить время прибытия бригады и спасти жизнь пострадавшему. Поэтому мы дадим несколько рекомендаций по поводу того, как правильно вызывать «скорую помощь»:

— Как правило, соединение с оператором «03» происходит в течение нескольких секунд, однако, позвонив по телефону «03» в вечерние часы — период массового поступления звонков – длительность дозвона увеличивается. Если такое произошло необходимо дождаться ответа оператора.

— Постарайтесь в первой же фразе сформулировать то, зачем вы вызываете «скорую». Например: «Болит сердце» или «Упал, повредил ногу, не могу на нее наступить».

— После этого ответьте на остальные вопросы диспетчера. По возможности коротко и точно: кому вызывается «скорая»: фамилия, имя, отчество, возраст, пол заболевшего; кто вызывает «скорую» – родственник, сослуживец, прохожий. Существуют алгоритмы, опробованные и отработанные на тысячах станций «Скорой помощи» всего мира в течение многих лет. Эти алгоритмы включают, в том числе и диалог диспетчера с вызывающим.

— Убедительно просим вызывающего (больного, пострадавшего, родственников, других лиц) предоставлять достоверную информацию об адресе вызова, нумерации подъезда, номере телефона. Следует четко отвечать на вопросы диспетчера скорой медицинской помощи о состоянии здоровья пациента. Данная информация необходима для выбора профильной бригады и оперативного доезда к месту вызова.

— Если вы вызываете «скорую» не для себя, постарайтесь выяснить, болел ли человек чем-то раньше, когда лечился последний раз, как давно ухудшилось состояние, что побудило к вызову «скорой» именно сейчас (боли усилились, сменили характер, появились новые жалобы, ухудшилось самочувствие). Не думайте, что эти вопросы бессмысленны и только затягивают начало оказания помощи.

Вам уже помогают!

Можно сказать, что лечение начинается еще до выезда машины «скорой» со станции. Начинается с того момента, как врач возьмет карту вызова. Повод к вызову, пояснения диспетчера по приему вызовов, возраст, время суток – вся эта информация выстраивается в цепочку. И когда врач входит в квартиру, у него в голове уже имеется несколько подходящих вариантов, которые уточняются, отбрасываются или детализируются при анализе обстановки, внешнего вида, поведения больного и окружающих. Прежде чем медик произносит сакраментальную фразу: «На что жалуетесь?» у него уже, скорее всего, готов предварительный диагноз.

Категории срочности

Для начала нужно убедиться, что повод к вызову соответствует тому, чем занимается «скорая». Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан:

•потеря сознания;

•судороги;

•остро развившееся расстройство дыхания;

•внезапные боли в области сердца;

•кровавая рвота;

•острые боли в животе;

•признаки всех видов отравления;

•нарушение нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечение);

•резкий подъем артериального давления (гипертонический криз);

•все виды транспортных, бытовых и производственных травм (ранения, переломы, ожоги, тяжелые ушибы, сотрясения и ушибы головного мозга, иные травмы);

•поражение электротоком;

•солнечные удары, асфиксии всех видов (утопление, попадание инородных тел в дыхательные пути, удушение);

•обильные кровотечения всех видов;

•острые психические расстройства (с поведением, опасным для жизни больного и окружающих).

Как скоро приедет бригада, зависит от того, к какой категории срочности будет отнесен вызов: к первой (экстренные и срочные) относятся пожары, ДТП и вообще любые вызовы с улицы, все состояния, угрожающие жизни человека – кровотечения, инфаркты, инсульты, отравления, а также роды. «Скорая» в этих случаях выезжает в первую очередь. Вторая и третья (неотложные) категории срочности – это обострения хронических болезней, например, боли в области спины, повышенная температура, незначительные травмы.

Какие бывают бригады

В зависимости от того, какие симптомы вы назовете диспетчеру, к вам пришлют бригаду с определенной специализацией – врачи и фельдшеры в такой бригаде имеют дополнительную узкоспециальную квалификацию. Бригады бывают детские, группы анестезиологии — реанимации и психиатрические. Поэтому, если у вас появились боли в животе, не стоит говорить диспетчеру, что болит сердце, в надежде, что «скорая» приедет быстрее. Боли в животе и голове также, как боли в сердце, входят в список «первоочередных» вызовов, но вот «специализированной» помощи, таким образом, вы можете сами себя лишить.

Связь

Бригада скорой медицинской помощи может быть вызвана по телефону «03», для абонентов сотовых операторов: МТС – 03* или 030, МЕГАФОН – 030, БИЛАЙН – 003.

Все переговоры между диспетчером по приему вызовов и вызывающим скорую помощь записываются на электронные носители.

Вызвав бригаду скорой медицинской помощи, вы обязаны:

— по возможности организовать их встречу у ворот дома или подъезда, чтобы максимально ускорить прибытие медицинского персонала к больному или пострадавшему;

— обеспечить беспрепятственный проход к больному или пострадавшему с аппаратурой и в обуви;

— изолировать домашних животных, которые могут причинить вред здоровью и имуществу персонала бригады скорой медицинской помощи;

— оказать содействие врачу в транспортировке больного или пострадавшего в машину и из машины, привлекая родственников и близких;

— в случае транспортировки больного или пострадавшего в стационар предоставить бригаде скорой медицинской помощи документы больного или пострадавшего (паспорт и страховой полис).

Вопросы необходимости транспортировки больного или пострадавшего в стационар решаются медицинскими работниками бригады скорой помощи самостоятельно. Сопровождение проводится с разрешения медицинских работников бригады скорой помощи, при этом сопровождение детей до 15 лет — обязательно, а сопровождение носилочного больного — желательно.

В случае агрессивной настроенности больных, пострадавших или их окружающих, в том числе находящихся в состоянии алкогольного опьянения, по отношению к персоналу бригады скорой медицинской помощи вызовы исполняются в присутствии сотрудников полиции.

Консультации

На станции скорой медицинской помощи круглосуточно работает консультативный пункт. Старший врач смены проконсультирует по оказанию самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, не требующих выезда бригады скорой медицинской помощи. Старший врач смены не имеет права консультировать по поводу лечения хронических заболеваний и проводить коррекцию назначенного лечения врачами поликлиник и стационаров.

По вопросам качества оказания медицинской помощи можно обратиться к главному врачу, по тел. 22-94-09, заместителю главного врача по медицинской части, по тел. 22-94-03 и лично – в рабочие дни с 08.00 до 16.00 ч., по адресу: ул. Титова, 6/4 (2 этаж, приемная главного врача).

Старший врач ведет консультативный прием круглосуточно, по тел. 22-94-15, 22-94-10.

Специалисты Станции скорой медицинской помощи всегда готовы прийти к вам на помощь.

Вам может также понравиться...

Наверх