Как выбрать вид спорта для ребенка?
В настоящее время проблема гиподинамии привлекает внимание большого числа специалистов: врачей, физиологов, психологов, педагогов. Это связано с многогранностью влияния движения на человеческий организм. Вечная истина заключена в словах древнегреческого философа Аристотеля: «Движение – это жизнь. Ничто так не ослабляет и не истощает человека как продолжительное физическое бездействие».
И конечно родители стремятся решить эту проблему, когда приводят своих чад в спортивную секцию. Чем же они руководствуются при выборе того или иного вида спорта? Наверное, одни восхищаются выступлениями мастеров спорта по телевидению, поражаясь легкостью исполнения тяжёлых элементов. Другие – стремятся повторить свой путь спортивных достижений в юные годы. Третьи – слушают советы друзей и знакомых. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе и решить что, когда и кому можно.
Необходимо помнить, что правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учёта анатомо-физиологических особенностей детского организма в различные периоды развития. А оно происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным ростом, сопровождающимся накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Существует разделение школьников на следующие возрастные группы.
Младшая возрастная группа (7-11 лет) или «второе детство» — является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Однако, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменений структур и функций, рост в длину до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела: на 4-5см роста приходится 3-4кг прибавки веса. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель, т.е. происходит как бы вытягивание тела. Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно и заканчивается только у взрослых.
Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на правую или левую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности при незавершённом процессе окостенения могут привести к появлению плоскостопия. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Отсюда у младших школьников нередки случаи разнообразных нарушений осанки и деформаций позвоночника.
В этот период значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие этого повышается коэффициент полезного действия. Поэтому можно широко использовать упражнения, связанных с преодолением массы тела (лазание) в наклонном и вертикальном положении, для воспитания силы. Следует избегать больших по объёму и интенсивных нагрузок, т.к. они очень энергозатратны и могут привести к задержкам роста.
В младший возрастной период у детей отмечается высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь. Вспомните, что один раз научившись ездить на велосипеде или кататься на коньках в детстве, мы всегда смело садимся за руль или встаём на коньки, приговаривая: «да я ещё ребёнком это умел!».
Таким образом, в младший возрастной период можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как акробатика с 8-10 лет, спортивная гимнастика для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет. Художественная гимнастика с 7-10 лет. Фигурное катание с 7-10 лет, плавание с 7-10 лет, теннис с 7-10 лет. Чуть позже, с 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, на батате, биатлоном.
Средняя возрастная группа (12-15 лет).
Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей. Продолжается процесс окостенения скелета, позвоночник по-прежнему очень подвижен и податлив. Поэтому, в связи с отставанием развития мышечной ткани при неблагоприятных условиях (в том числе при недостатке движений) могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять в этом возрасте рост костей в длину.
К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий достигают высокого уровня. Одновременно увеличивается сила мышц. У подростков нередко возникают нарушения пропорциональности в развитии отдельных систем и органов организма.
В период полового созревания увеличивается как интенсивность выполняемых кратковременных нагрузок, так и способность выполнять длительную работу большой интенсивности. Организм подростков по ряду параметров приближается к уровню взрослых, однако своеобразие этого возраста, заключающееся в относительном несовершенстве нервной и гуморальной регуляции, дисгармонии в темпах роста, обуславливают повышенную чувствительность их организма к различным воздействиям, в том числе и к физическим нагрузкам.
С 10-13 лет можно серьёзно заниматься такими видами спорта, как волейбол, баскетбол, бадминтон, всеми видами борьбы, ручным мячом, футболом, хоккеем, академической греблей, коньками. С 11-13 лет – конным спортом, лёгкой атлетикой, байдаркой каноэ, стрелковым спортом. С 12-13 лет разрешаются занятия боксом, велоспортом. С 13-14 лет можно приступать к занятиям тяжёлой атлетикой.
Старшая возрастная группа (16-18 лет).
Продолжается рост и развитие, причём в ширину. Кости становятся наиболее толстыми и прочными, но процесс окостенения их ещё полностью не закончен. Позвоночник становится более прочным, усиленно развивается грудная клетка. В целом опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Повышается работоспособность, способность к выполнению длительной работы, возрастает мощность выполняемой работы.
В свете освещённой здесь темы необходимо обратить внимание на следующее. Темпы роста организма не совпадают с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы, увеличение массы тела опережает прирост массы сердца. Это может проявляться в относительной недостаточности сердечной деятельности, которая связана с физиологической невозможностью обеспечить большую массу тела достаточным количеством крови. Появляются жалобы в виде слабости, лёгкой утомляемости, склонности к обмороку при нагрузках и резких изменениях тела. Эти симптомы требуют консультации врача. И, если не обнаруживаются серьёзные поражения сердца, ребёнка ни в коем случае нельзя переводить на щадящий двигательный режим. Только достаточные и систематические занятия физкультурой, полноценный двигательный режим могут обеспечить синхронизацию функции сердца и возрастных требований организма. Ограниченная двигательная активность на фоне продолжительной учебной работы, необходимость длительное время находится в вынужденном положении (сидя) приводит к нарушению тонуса кровеносных сосудов и расстройствам его регуляции со стороны нервной системы, что может выражаться в гипо- и гипертонических состояниях.
Как видите, Аристотель всё-таки был прав в своих высказываниях. Поэтому не следует откладывать решение вопроса, когда и каким спортом заняться вашему ребёнку на «потом». Время не ждёт. Только не забывайте, что всему свое время.
Главный врач
ГУЗ «ОВФД»
Николаева И.В.