Здоров или болен Ваш ребенок?

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. «Полное благополучие» — это иде­альная цель. Социально-экономические и политические условия в стране существенно влияют на индивидуальную жизнь человека, но мало подвластны нашим усилиям и желаниям. Нестабильность общественных условий действует на наше настроение, формирует материальные возможности, но не избавляет от необходимости самостоятельно управлять своей личной жизнью.

Здоров или болен?

Профессор Б. Д. Карвасарский, уточняя понятие «психическое здоровье», пишет, что оно определяется не только как отсутствие дезадаптации, «срывов» в разные моменты жизни, но и «как спо­собность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее

самостоятельности и ответственности в межлич­ностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы». С позиций общечеловеческих принципов и идеалов критерии здоровья можно сформулировать так:

  • раз как все, не отличается от сверстников, значит, нормальный;
  • если хорошо приспособлен, умеет сам есть, пить, разговаривать с людьми, играть с одногодками, смотрит мультики, ласков и привязан к близким, значит, здоров;
  • если послушен, вежлив со старшими, интересуется игрушка­ми и другими обычными детскими вещами, значит, нормален;
  • если радует схожестью в чем-то со своими родственниками (бабушками, дедушками, родителями) или знаменитыми людьми, то здоров.

Есть ещё одна мерка прогноза вашего отношения к проблемам целостности организма и недомоганиям. Американский психолог Дж. Роттер выделяет два типа людей — «интерналы» и «экстерналы» — по такому интегрированному социально-психологическому качеству, как «уровень субъективного контроля» над жизненно значимыми ситуациями. Он рассматривает события, одинаково важные для всех людей: достижения, неудачи, отношения с дру­гими людьми, производственные и семейные проблемы, здоровье и болезни.

В чем же выражаются различия между людьми по способу контроля своего здоровья?

«Интерналы», или внутренне контролирующие события лю­ди, полагаются на меры профилактики и предупреждения болез­ней. Может, и неосознанно, но они стремятся есть здоровую пищу, заниматься спортом, принимать витамины, чутко реагиру­ют на запросы своего организма. «Экстерналы» апеллируют к внешним силам во всех важных событиях жизни, чаще заболевают и затем больше полагаются на врачей, лекарства и знахарей.

Считаете ли вы своего ребёнка больным, зависит не только от объективных, внешних проявлений признаков болезни, но в большой мере от вашей субъективной установки на проблемы здоровья и вашего мировоззрения.

Особое значение имеет речь родителей в ситуациях воспи­тания. Секрет заключается в том, как говорить то, что вам хотелось бы или вы считаете нужным сказать ребенку. К сожалению, овладение секретом воспитания и воздействия на ребенка не дается без усилий и работы над собой.

Как говорить с ребенком?

Манера речи, интонации, паузы, эмоции, сопровождающие разговор или обращение к ребенку, играют важную роль в том, чтобы сказанное было услышано. Зачастую родители очень возбу­ждены, эмоционально неспокойны, говорят взволнованно, гневно, кричат. Они сами пребывают в стрессовом состоянии и вводят в него ребенка. Объективно, физически родитель — это отчасти воплощение власти, начальник. Представьте себе начальника, обращающегося с вами, как вы со своим ребенком. Усиленный контроль, повышенная требовательность, постоянные придирки и замечания. Психологи Р. Байярд и Д. Байярд считают, что в ответ на раздраженный тон родителя у ребёнка формирует­ся «отрицание» на все последующие обращения к нему. Дети эмоционально зависимы от взрослых, до 9-10 лет они очень внушаемы. У детей быстро развиваются и закрепляются те эмоциональные состояния и реакции, которые им невольно демонстрируют родители.

От негативного стресса необходимо защищаться. Ребёнок и делает это. Он раз, и два, и три, воспринимая ваше взволнован­ное, гневное, недовольное обращение к себе, либо прибегнет к уловке, либо будет подстраиваться под тот отрицательный образ, который вы навязываете своими словами, либо «замкнется» — будет нейтрален, глух к вашим обращениям.

Итак, главное для успешного взаимодействия с ребенком — ваше комфортное, спокойное, умиротворенное, радостное, свободное эмоциональное состояние. Способы достижения такого состояния многообразны: от получасовой прогулки на воздухе и принятия расслабляющего и бодрящего душа до системы аутогенного расслабления и медитации. Если последним вы не владеете, то подойдет занятие любимым делом, вообще, тем, что обычно приводит вас в приподнятое, радостное расположение духа. Иначе говоря, воздействие на проблему с ребенком начинается с работы со своим собственным внутренним «Я».

С какими же проблемами родители чаще всего обращаются к медицинскому психологу? Обычно это плохая успеваемость, несамостоятельность ребенка, нарушение взаимоотношений, жалобы на плохой характер ребенка, на его плохое поведение (непослу­шание, ложь, воровство, конфликтность).

Плохая успеваемость

Причины плохой успеваемости могут быть субъективными и объективными. Объективные — это отсутствие способности у ребенка овладевать знаниями из-за недоразвития некоторых структур мозга или нарушений в работе этих структур (в том числе наследственных); нарушение отношений в семье и неблагоприятная психологическая атмосфера, плохие материальные условия.

С объективными причинами связаны нередко встречающиеся нарушения школьных навыков — чтения (дислексия), письма (дисграфия), счета. Диагностировать эти расстройства умеют логопеды, дефектологи, психологи, психиатры.

Субъективные причины плохой успеваемости таковы: не раз­витие познавательной активности родителями, не сформированность у ребенка установки на учебу, не привитие навыка учебы, негативная установка на учебу. Эти субъективные причины могут быть следствием того, что:

  • Родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки.
  • В семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры.
  • Родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности.
  • В семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели.
  • Учитель в начальной школе был нечувствителен к индиви­дуальности ребенка.
  • В начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Что же предпринимать в этих случаях, если есть желание улучшить успеваемость ребенка?

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, ада­птация к школе развиваются в первых трех классах началь­ной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интере­сах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. д. Попытаться свя­зать его интерес с одним из школьных предметов.

Несамостоятельность

Вопрос о том, когда ребенок становится самостоятельным, часто беспокоит родителей. Выдающийся психолог Э. Эриксон начало развития самостоятельности связывает с возрастом 1,5 лет, когда ребенок начинает осваивать навыки самообслужи­вания. Вероятно, первый опыт ответственности ребенок получает из общения и взаимодействия с людьми и предметами, при соот­несении своих интересов с интересами окружающих: оказывается, чего-то нельзя, а что-то можно из богатого мира вокруг.

Самостоятельность у детей развивается «авансом доверия» к способности ребенка справляться с чем-либо. Это должно быть произнесено бодрым тоном: «ты справишься с этим, ты умный» и т. д. При этом желательно поддерживать в себе не проходя­щий интерес к школьным делам ребенка и не отказываться от ненавязчивого косвенного контроля.

Непослушание

Непослушание может быть связано с тем, что мы, взрослые, подчас требуем от детей «недетских» качеств. Проблема выра­жается в форме высказываний «не хочу», «не могу», «не буду», которые нам кажутся слишком частыми.

Чрезмерность запретов ведет к форсированию эмансипа­ции (ускоренному взрослению, свободе от авторитетов, независи­мости).

В ответ на детское «не хочу», «не могу», «не буду» в более младшем возрасте родитель может избрать тактику обходного маневра, отвлечения внимания ребенка (до пяти лет). В более старшем возрасте приходится уже договариваться, спокойно и терпеливо объясняя, почему все-таки «надо». Психологи Байярды предлагают в таких случаях родителям не терять настойчивости, а в словесном обращении к ребенку использовать союз «и». Например: «Да, я понял, что сейчас ты занят просмотром кино, и убери все-таки мусор в своей комнате».

Как относиться к ребенку

Самое простое, что приходит в голову: к детям надо отно­ситься с любовью, заботой и лаской. Остается только уточнить, когда и сколько, и возможно ли это? Любовь бывает слепа, не­критична. Как совместить с любовью наши раздражение, злость, негодование на ребенка, вызванные его поступками?

Психологи Р. и Дж. Байярды разделяют уровни любви. Они считают, что сначала мы любим и заботимся о беспомощном ма­леньком человеке за его телесную слабость. Потом же следует проявлять высокий уровень любви — любви к внутреннему «Я» вашего ребенка, к его уникальной внутренней «самости». Необ­ходимо понять, что поступки ребенка, которые не соответствуют нашим собственным представлениям о «должном», и поэтому раздражают, злят нас, зачастую являются проявлением впервые развивающегося нового способа жизни, новых реакций человека с чувством собственного достоинства. Это внутреннее «Я» ребенка уже не принадлежит нашей системе отсчета. Любовь к растущему ребенку мы можем проявлять двумя способами. Первый — это демонстрировать, показывать пример, как мы забо­тимся о собственном «Я». Второй — поддерживать способность ребенка принимать самостоятельные решения. Умение принимать самостоятельные решения — центральный компонент здоровой полноценной личности. Развить такое умение в человеке — главная проблема воспитания.

В нашем обществе превалирует авторитарный тип управле­ния. Этот стиль принят и семьях. Вариации в стиле воспитания связаны с некоторыми традициями отдельных семей, с мировоззрением родителей. Социологи детства исторически выделяют неоднозначное отношение общества к детям и взгляды на проблемы воспитания. Стили воспитания рассматривают по таким аспектам:

  • обучение послушанию;
  • обучение ответственности, обычно путем участия в хозяй­ственной деятельности и домашних делах;
  • обучение заботливости, т. е. научение детей помогать млад­шим братьям и сестрам и другим зависимым людям;
  • формирование потребности в достижении, обычно путем со­ревнования или оценки качества исполнения;
  • обучение самостоятельности, умению заботиться о себе, не зависеть от помощи других в удовлетворении своих потребностей и желаний;
  • обучение общей независимости, включающей не только удо­влетворение собственных нужд, но и все прочие формы свободы от внешнего контроля, господства, надзора.

Стили воспитания в разных культурах особенно различаются по критерию дисциплинарного контроля. В европейском стиле принято контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юном возрасте. У японцев, малайцев и некото­рых других народов, наоборот: маленьким детям предоставляют максимум свободы, мало ограничивают и не наказывают строго, с возрастом же дисциплинарный контроль возрастает.

Американский психоаналитик, социолог и историк Л. Демоз создал концепцию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами человечества. Так, с древности до IV в. н. э. пре­валировал стиль, который Л. Демоз называет «инфантицидным». Он характеризуется массовыми детоубийствами, а выжившие дети часто становились жертвами насилия. В IV-ХIII вв. ещё только начали признавать в ребенке зачатки души, но сами родители его не воспитывали, а старались сбыть с рук: отдать в монастырь, на воспитание в чужую семью, либо держали заброшенным в собственном доме («бросающий» стиль). Стиль воспитания и от­ношений с ребенком в ХIV-ХVП вв. назван амбивалентным: ре­бенку было дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его окружали вниманием, но отказывали в самостоятельном духов­ном существовании. Характер ребенка «лепили» по собственному разумению. Если ребенок сопротивлялся, его беспощадно били, выколачивая своеволие как злое начало. «Навязчивый» стиль XVIII в. обозначил усиленный контроль за внутренними миром растущего человека, обострив конфликты отцов и детей. Стиль воспитания XIX — середины XX в. назван социализирующим. Важным было не столько подчинить ребенка, сколько воспитывать его волю, готовить его к будущей самостоятельной жизни.

Стиль воспитания середины XX в. характеризуется Демозом как «помогающий». Этот стиль предполагает, что ребенок лучше знает, что ему надо, а родители только способствуют раскрытию его индивидуальности. Поэтому в наше время столь сильны тенденции к эмоциональной и моральной близости с детьми, взаимопониманию, сопереживанию.

Итак, в наше время отношения с детьми и воспитательные воздействия основываются на знании индивидуальности ребенка, способности родителя управлять собой, своими состояниями, на взаимной возможности поддерживать диалог в трудном процессе жизни.

Тест для взрослых «Что у вас за ребенок, какой он?»

Предлагаемый ниже тест может дать некоторое представле­ние о тенденциях психологических качеств вашего ребенка.

Инструкция: В каждом вопросе выберите ответ «а», «б», «в» или «г», который больше подходит вашему ребенку.

1. Когда он играет, …
а) он ничего не слышит и не видит, его не дозовешься;
б) он разбрасывает игрушки, по всей комнате, играет сразу в несколько игр;
в) его интерес быстро меняется. Он не останавливается надолго ни на одной игре, ни на одной игрушке;
г) он мне непонятен, я не знаю, что его привлекает, какие игры или игрушки ему интересны.

2. Бывает, что он подсказывает мне, где находится потерявшаяся вещь…
а) постоянно;
б) иногда;
в) очень редко;
г) никогда.

3. Ребенок рассказывает вам содержание пропущенной вами части в очередном сериале…
а) да, постоянно;
б) да, как и я ему;
в) да, рассказывает, но я все равно не смотрю эти сериалы;
г) нет, наши интересы к сериалам не совпадают.

4. Ребенок уходил от вас (терялся) в возрасте 3-5 лет, но…
а) возвращался сам;
б) возвращался с помощью милиции, чужих людей;
в) такого у нас не случалось;
г) не помню.

5. Если ваш ребенок засиделся вечером допоздна (за книгой, у телевизора и т. п.), то утром он просыпается…
а) не очень довольный, но без капризов и быстро;
б) очень трудно, с долгими уговорами;
в) не стоит и будить, пусть лучше останется дома;
г) в своей постоянной манере — долго, тяжело. Лучше не обращать на это внимания.

6. Ваш поход, поездка на дачу, за город, прогулка по городу затянулись, и ваш ребенок…
а) не подает виду, что устал, всячески демонстрирует бодрое настроение;
б) резко впадает в подавленное настроение;
в) начинает хныкать, плакать. Лучше его никуда не брать;
г) никак не реагирует на это, или же не понимает, устал он или нет.

7. Ваш ребенок помогает вам в выполнении тяжелой работы (несет пакеты с продуктами, передвигает мебель и др.)
а) всегда;
б) иногда;
в) очень редко;
г) никогда.

8. Ваш ребенок чувствует сонливость, вернувшись из детсада, школы, с занятий музыкой или спортом…
а) никогда;
б) очень редко;
в) часто;
г) наоборот, в этот день он засыпает позже, чем обычно.

9. Ваш ребенок в случае «разборки» с детьми «дает сдачу»…
а) очень редко и не торопится это делать;
б) как когда;
в) немедленно;
г) никогда.

10. Ваш ребенок сочувствует вам в минуты переживаний…
а) всегда;
б) изредка;
в) никогда;
г) мои переживания не должны задевать ребенка.

11. Ваш ребенок выполняет работу «мужскую» и «женскую»…
а) с равным удовольствием;
б) и ту, и другую, равно без энтузиазма;
в) выполняет только «женскую» или только «мужскую»;
г) ребенок имеет свои дела, а домашнюю работу есть кому выполнить и без него.

12. Ваш ребенок переносит боль…
а) стойко;
б) с легким хныканьем;
в) очень болезненно;
г) не пришлось видеть.

13. Ваш ребенок реагирует на проигрыш…
а) остро, бурно, но продолжает играть;
б) уходит, но пытается вернуться в игру еще раз;
в) сразу бросает игру;
г) не знаю, как он реагирует на проигрыш.

14. Ваш ребенок…
а) стремится к интересной игре в компании, независимо от того, знакомые там дети или незнакомые;
б) играет только с хорошо знакомыми детьми;
в) любит играть один;
г) играет и со знакомыми, и с незнакомыми, и один.

15. В ответ на ваши замечания о плохих результатах его работы, ваш ребенок…
а) глубоко переживает;
б) бывает, что огорчается;
в) не огорчается никогда;
г) не знаю, как реагирует.

Обработка и интерпретация результатов

Отметьте на листе бумаги выбранные вами пункты ответов. Содер­жание каждого из пунктов характеризует наличие или степень выражен­ности той или иной психологической черты вашего ребенка, важной для его развития в нашем сложном социальном мире. Посмотрите описание психологических черт вашего ребенка, наличие которых подразумевают выбранные вами ответы.

Ответы по пункту «а»:
1) глубокое внимание и целеустремленность;
2) наблюдательность и надежность;
3) осмысленность и информативность;
4) самостоятельность и осведомленность;
5) ответственность;
6) сила духа;
7) социальная чуткость;
8) хороший потенциал энергии;
9) социальная доброжелательность;
10) эмоциональная содержательность и потенциальная способность стать на место другого человека;
11) разносторонность;
12) воля, эмоциональная сдержанность;
13) высокая побудительная активность в достижении успеха и цели;
14) общительность, рискованность, инициативность;
15) критичность.

Ответы по пункту «б»:
1) возможно, хорошая переключаемость внимания, но стоит скоррегировать его целенаправленность;
2) неплохо для совместной деятельности;
3) теперь можно побеседовать о том, какой сериал лучше, какой хуже и почему;
4) конечно, люди не дадут пропасть, но можно вам с ребенком повторить маршруты города, а заодно вспомнить уроки географии;
5) для развития чувства ответственности у вас есть все основания регламентировать просмотр телевизионных передач;
6) повышенная психическая утомляемость;
7) в социальной чуткости не откажешь;
8) достаточный потенциал энергии;
9) что ж, в некоторых случаях известная доля агрессии вовне бывает полезной;
10) нормальное социально-эмоциональное проявление;
11) нелишне по чаще хвалить;
12) это естественно;
13) хорошая побудительная активность в достижении успеха и цели;
14) не предрасположен пока рисковать, осторожен;
15) неплохо.

Ответы по пункту «в»:
1) поверхностное внимание;
2) посвящайте ребенка чаще в бытовые проблемы и житейские трудности;
3) задумайтесь, что побуждает ребенка смотреть эти сериалы;
4) все-таки предусмотрите и это: изучите маршруты города, а также географию;
5) так можно проспать всю жизнь;
6) психически истощаем;
7) развитие навыка труда уместно в любом возрасте. Лучше раньше, чем никогда;
8) малый запас энергии и повышенная утомляемость;
9) повышенная агрессивность;
10) некоторая тенденция к «толстокожести»;
11) еще лучше — с удовольствием бы;
12) не помешает развить у него стойкость;
13) стимулируйте у ребенка желание побеждать;
14) хорошо, если это просто такая черта характера: необщительность;
15) хорошая личная защищенность, но слабая критичность.

Ответы по пункту «г»:
1) у ребенка недостаточно избирательное внимание. Выберите время и, хотя бы изредка, проводите совместные занятия и игры;
2) тренируйте у ребенка наблюдательность;
3) вам стоит для себя уяснить, в чем именно расходятся ваши интересы;
4) состояния безмятежного покоя вам не занимать;
5) самое время обратить внимание на его нервно-психическое здоровье;
6) у ребенка недостаточная ориентировка в своих настроениях и состояниях;
7) не лишайте ребенка радостного удовлетворения от усилий и эмоционального участия в трудном процессе;
8) склонность к перевозбудимости нервных процессов;
9) можно развивать боевитость и самозащиту;
10) вы ошибаетесь;
11) это уже несовременно;
12) когда бы всегда так было хорошо для вас и ребенка;
13) понаблюдайте за поведением вашего ребенка в играх;
14) в его повышенной общительности сомнений нет;
15) принято ли вообще в вашей семье лелеять и взращивать чувство здорового честолюбия?