Социальная адаптация

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

Перейти к тесту

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать определение понятия «адаптация».

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

В социальной работе учитываются различные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных пособий, выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека:

  • биологическую;
  • физиологическую;
  • психологическую;
  • социальную.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер. Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменившейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.

По большому счету, каждому из нас, живущему в реальном обществе, приходится многократно приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. И прежде всего такая адаптированность требуется в сфере трудовых отношений, лично-бытовой и культурной-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выделяют три основных вида социальной адаптации6

  • производственную;
  • бытовую;
  • досуговую.

Адаптация как социальная технология

Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т.д.). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социальной работе. К их числу относятся следующие направления:

  • социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот – выпускников детских домов;
  • адаптация участников военных конфликтов;
  • адаптация лиц, подвергающихся насилию;
  • адаптация лиц, переживших катастрофы;
  • адаптация безработных;
  • адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения и др.

При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание считается необходимым обратить на первое направление. Ведь будущее страны – ее дети и молодежь. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой их категории, какой являются сироты, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-сирот – выпускников детских домов все еще остается их личной проблемой. По данным на начало 2007г., только один из десяти выпускников российских детских домов и интернатов адаптируется в нашей жизни. 30% воспитанников этих учреждений становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — кончают жизнь самоубийством. Такова печальная статистика.

Крайне сложная ситуация, связанная с адаптацией детей-сирот – воспитанников детских домов, объясняется не только недоработкой персонала детских домов и интернатов, но и ограниченными финансовыми возможностями по развитию целой сети специализированных социальных учреждений адаптационно-реабилитационной направленности. Кроме того, проблему эту обостряет и общая социально-экономическая ситуация в стране.

Система методов социальной адаптации

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации могут быть использованы следующие методы:

  • универсальный метод информационно-консультативной беседы;
  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике;
  • метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж и др.

В настоящее время самым актуальным метод социальной адаптации является социальный патронаж, особенно в адаптации для детей-сирот. Смысл его заключается в оказании этим детям адресной социальной помощи. В своеобразном персональном социальном патронаже нуждаются и многие дети, начинающие учебу в школе. Не секрет, что почти весь первый год обучения в школе дети тратят на адаптацию к требованиям педагога и усвоение нового типа поведения. Некоторые школьники приспосабливаются к новым условиям быстро и без помощи взрослых, а другим требуются большой срок и поддержка учителя. Повышенно тревожный ребенок, чувствуя себя постоянно под угрозой, будет избегать ответов у доски. Как считают психологи, если такое поведение продолжается довольно долго, то ученик попадает в разряд неуспевающих. Негативное отношение учителя может привести к потере познавательного интереса. Особое внимание к такому ребенку, социальное патронирование его могло бы способствовать более быстрой адаптации к условиям и требованиям школьного учебного процесса.

Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности или социальной группы. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональной деятельности.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

ОПРОСНИК СПА

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любите состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняете всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держитесь ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах вините себя.
  12. Человек ответственный; на Вас можно положиться.
  13. Чувствуете, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрите глазами сверстников.
  15. Принимаете в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращаетесь от мечты к действительности.
  18. Всегда готовы к защите и даже нападению: «застреваете» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мышления.
  19. Умеете управлять собой и собственными поступками, заставляете себя, разрешаете себе: самоконтроль.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует меня: сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, Вам нравится.
  23. Не стесняетесь своих чувств, открыто выражаетесь.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладите.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе – оптимист, верите в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичны и судите их, если считаете, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствуете себя не ведущим, а ведомым: Вам не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто Вас знает, хорошо к Вам относится, любят Вас.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствуете себя беспомощным, нуждаетесь в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следуете ему.
  38. Принимаете, казалось бы, самостоятельные решения, но не можете освободиться от влияния других людей.
  39. Испытываете чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствуете неприязнь к тому, что окружает.
  41. Всем довольны.
  42. Выбиты из колеи: не можете собраться, взять себя в руки организовать себя.
  43. чувствуете вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен (а), спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствуете себя обиженным (ой).
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничаете.
  49. Не очень доверяете своим чувствам: они иногда подводят вас.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумаете.
  52. Происходящее с Вами толкует на свой лад, способны напридумывать лишнего.
  53. Человек терпимый к людям и принимаете каждого таким, каков он есть.
  54. Стараетесь не думать о своих проблемах.
  55. Считаете себя интересным человеком – привлекательным как личность.
  56. Человек стеснительный, легко тушуетесь.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довели дело до конца.
  58. В душе чувствуете превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразили себя, проявили свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боитесь того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно цените.
  66. По натуре вожак и умеете влиять на других.
  67. Относитесь к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневаетесь в его правильности.
  71. Пребываете в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
  72. Довольны собой.
  73. Невезучий.
  74. приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презираете лиц противоположного пола и не связываетесь с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствуете, что растете, взрослеете: меняетесь сами и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорите о том, в чем совсем не разбираетесь.
  82. Всегда говорите только правду.
  83. Встревожены, обеспокоены, напряжены.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствуете неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек толковый, любит размышлять.
  88. Иной раз любите прихвастнуть.
  89. Принимаете решения и тут же их меняете; презираете себя за безволие, а сделать с собой ничего не можете.
  90. Стараетесь полагаться на свои силы, не рассчитываете на чью-то помощь.
  91. Никогда не опаздываете.
  92. Выделяетесь среди других.
  93. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  94. В себе все ясно, себя хорошо понимаете.
  95. Общительный, открытый человек; легко сходитесь с людьми.
  96. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем можете справиться.
  97. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  98. Беспокоитесь, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  99. Все свои привычки считаете хорошими.

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

  • «0» — это ко мне совершенно не относится;
  • «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • «3» — не решаюсь отнести это к себе;
  • «4» — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • «5» — это на меня похоже;
  • «6» — это точно про меня.
Показатели Номера высказываний
1 Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98
Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
2 Лживость 8, 34, 45, 48, 81, 89, 82, 92, 101
3 Принятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96
Непринятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99
4 Принятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97
Непринятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76
5 Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78
Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85
6 Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 57, 63, 68, 79, 91, 98, 13
Внешний контроль 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77
7 Доминирование 58, 61, 66
Ведомость 16, 32, 38, 69
8 Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64

Нормы:

  1. (68-170) 68-136 баллов;
  2. (18-45) 18-36 баллов;
  3. (22-52) 22-42 баллов;
  4. (12-30) 12-24 баллов;
  5. (14-35) 14-28 баллов;
  6. (26-65) 26-52 баллов;
  7. (6-15) 6-12 баллов;
  8. (10-25) 10-20 баллов;

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.