Тестирование памяти

Очевидно, что для успешного обучения, работы и просто в жизни каждому человеку необходима хорошая память. Человек, который хочет получить нормальное образование или престижную работу проходит различные испытания. Это либо тестирование, либо экзамены. И преодолеть это испытание сможет только человек, обладающий хорошей памятью.

Память – основа всей психической деятельности. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. Способность к обучению и качество любой профессиональной деятельности зависят от возможностей кратковременной и долговременной памяти.

Пакет «памяти» – это мощный комплекс тестов, приемов, развивающих упражнений и рекомендаций для оценки объема механической, смысловой, ассоциативной, логической, оперативной, образной памяти, быстроты запоминания; прочности удержания и скорости воспроизведения запомненного.

Каждый тест имеет несколько параллельных форм, что позволяет проводить многократное тестирование одних и тех же испытуемых. Упражнения и рекомендации могут существенно улучшить Вашу вербальную и образную память, в том числе запоминание учебной и научной литературы, лекционного материала, русских и иностранных слов, цифровой информации. Аналоги этого пакета отсутствуют. С помощью этой системы Вы сможете исследовать кратковременную и долговременную память; оценить объем механической, смысловой, ассоциативной, логической, оперативной, образной памяти; быстроту запоминания; прочность удержания запомненного; скорость воспроизведения запомненного.

Для развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста при помощи данной системы тестов можно выбрать наиболее простые игровые варианты. При этом можно не только развить, но и определить способности ребенка и направить его развитие в нужном, наиболее продуктивном для него направлении. Благодаря тестированию и тренировке, человек проходит путь развития памяти, улучшая и развивая заложенные с детства способности. Тем более что в наше неспокойное время человек подвергается стрессам, болеет, получает слишком много разнообразной информации, устает, многое забывает, а жизнь не стоит на месте, и чтобы все успеть и сделать, нужна хорошая память.

Очень низкая продуктивность памяти у тех людей, которые медленно запоминают и быстро забывают. У них очень много времени уходит на заучивание, и все равно они не достигают нужного результата. Заученный ими материал воспроизводится неполно и неточно, и быстро забывается.

Возможно, это связано с пробелами в знаниях, из-за невозможности установки нужных ассоциаций. Иногда причина кроется в заболевании мозга, аденоидах, либо других заболеваниях, ослабляющих организм. Родители часто не придают значения наличию аденоидов у детей, а это ведет к нарушению питания мозга кислородом, что сильно влияет на память.

Кратковременная память

Каждому человеку с индивидуальными особенностями памяти нужно помогать преодолевать недостатки памяти, правильно организуя заучивания и повторения. В большинстве случаев низкую продуктивность памяти можно объясняется неумением рационально заучивать, используя только механическое запоминание без осмысления, что приводит к быстрому забыванию. Нужно научить запоминать, тем самым значительно улучшить деятельность памяти. Исследование основных видов произвольной кратковременной и долговременной памяти.

Кратковременная память рассчитана не столько на запоминание, сколько на последующее воспроизведение материала. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а обобщенный образ. Длительность запоминания без повторения 15 – 20 секунд, с повторением около 15 минут. По типу заучивания выделяются:

  • смысловая память (запоминание не связанных слов). Для исследования смыслового запоминания предназначены два теста, различающиеся анализатором, через который поступает запоминаемая информация – «Объем смысловой зрительной памяти» и «Объем смысловой слуховой памяти». Известно, что у некоторых людей объем запоминаемого материала может сильно варьировать в зависимости от того, по какому каналу поступает информация.
  • ассоциативная память (запоминание слов, связанных ассоциацией) – «Объем ассоциативной памяти»;
  • логическая память (запоминание связанного текста – рассказа) – «Объем логической памяти»;
  • оперативная память (запоминание информации, требующей преобразования в процессе запоминания, например, перемножение двузначных чисел) – «Объем оперативной памяти».
  • по материалу запоминаемого, можно выделить вербальную (все выше перечисленные тесты вербальные) и образную память. Для исследования образной памяти предназначен тест «Объем образной памяти».

Долговременная память

Долговременная память рассчитана на длительное запоминание, на всю жизнь. При исследовании долговременной памяти можно оценить скорость запоминания, точность удержания запомненного и скорость воспроизведения запомненного. Во всех случаях используется такой же стимульный материал, что и при исследовании кратковременной памяти.

Для оценки скорости запоминания испытуемому предлагается стимульный материал, объем которого превышает возможности запоминания при однократном его предъявлении. Показателями скорости запоминания служит количество повторений, необходимое для запоминания всего объема информации:

  • скорость запоминания бессмысленных слогов;
  • скорость запоминания не связанных по смыслу слов;
  • скорость запоминания связанных пар слов;
  • скорость запоминания образов.

Для оценки точности запоминания испытуемый должен не ранее, чем через 24 часа воспроизвести материал, который он запомнил во время тестирования скорости запоминания. Показателем точности запоминания является коэффициент, рассчитанный на основании количества правильно воспроизведенного и ранее запомненного материала:

  • точность запоминания бессмысленных слогов;
  • точность запоминания слов;
  • точность запоминания не связанных пар слов;
  • точность запоминания образов.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, её объема и точности. Задание заключается в том, что один человек другому демонстрирует в течение 20 секунд таблицу с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все числа, которые Вы запомнили.

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что человеку экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберите таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

рис. 1 2 рис. 1 B
рис. 1 рис. 1 рис. 1 рис. 1
рис. 1 рис. 1 рис. 1 рис. 1
CO2 рис. 1 рис. 1 рис. 1

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Одному человеку вручается бланк, после чего другой дает следующую инструкцию.

Инструкция: Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4,2 (записывать на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается).

Интервал между зачтением рядов – 15 секунд.

Ключ.

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Тестовый материал

Образец бланка

№ ряда Сумма
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

Содержание методики

1. 5 2 7 1 4
2. 3 5 4 2 5
3. 7 1 4 3 2
4. 2 6 2 5 3
5. 4 4 6 1 7
6. 4 2 3 1 5
7. 3 1 5 2 6
8. 2 3 6 1 4
9. 5 2 6 3 2
10. 3 1 5 2 7

Ключ

1. 7 9 8 5
2. 8 9 6 7
3. 8 5 7 5
4. 8 8 7 8
5. 7 9 7 8
6. 6 5 4 6
7. 4 6 7 8
8. 5 9 7 5
9. 7 8 9 5
10. 1 6 7 9