Эпидемиология рак предстательной железы
Рак предстательной железы — одна из ведущих причин смерти мужчин пожилого возраста от злокачественных опухолей в мире. Рак простаты в России является широко распространенным заболеванием с высокими темпами роста заболеваемости и показателями смертности. Последняя обусловлена поздней диагностикой рака и большим числом наблюдаемых пациентов с распространенными формами. Поэтому разработка и внедрение в клиническую практику программ ранней диагностики рака предстательной железы является не только важной медицинской, но большой социальной и экономической задачей государственного значения.
В качестве основной группы для проведения обследования на выявление рака предстательной рассматривают популяцию мужчин в возрасте старше 50 лет, не имеющих клинических признаков заболевания.
Целью проведения обследования является активное выявление ранее не диагностированных, в первую очередь его локализованных форм, когда имеется возможность проведения радикального лечения.
В настоящее время основными инструментами раннего выявления рака предстательной железы являются:
— определение уровня простато-специфического антигена сыворотки крови (ПСА);
— пальцевое ректальное исследование предстательной железы (ПРИ);
— трансректальное ультразвуковое сканирование (ТРУЗИ).
Простатический специфический антиген. Наиболее ценным опухолевым маркером рака предстательной железы является ПСА. Обследование на основе ПСА дает возможность диагностировать рак простаты у лиц с бессимптомным течением болезни, увеличить общее количество диагностируемых случаев. При этом изменение уровня ПСА существенно опережает появление симптомов.
Принято считать, что у взрослых мужчин уровень ПСА сыворотки крови не должен превышать 4 нг/мл.
Исследование ПСА сильно зависят от целого ряда факторов (возраст, объем предстательной железы, наличие сопутствующего воспаления, собственно уровень ПСА). Так, чувствительность метода снижается при развитии доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ), приводящей к повышению ПСА у пожилых мужчин: более чем у половины из них регистрируется увеличение ПСА выше 4 нг/мл. Хотя уровень ПСА выше 10 нг/мл встречается и при ДГПЖ, вероятность наличия рака предстательной железы при этом возрастает более чем в 20 раз.
Необходимо учитывать достаточно высокую частоту ложноотрицательных и ложноположительных результатов, которые у больных с локализованным раком предстательной железы достигают 20-40% и 15-25% соответственно. На величину показателей ПСА могут влиять: массаж простаты или эякуляция накануне исследования, воспалительные изменения в простате, инструментальные манипуляции в области простатического отдела уретры или прямой кишки.
Определение уровня ПСА дополняет пальцевое исследование прямой кишки, оно выявляет небольшие очаговые уплотнения или узелки в ткани предстательной железы. Рост опухоли приводит к деформации органа, который приобретает хрящевидную или каменистую консистенцию. Результативность пальпации уменьшается при центральном расположении опухоли.
Трансабдоминальная эхография, в большинстве случаев не позволяет осуществить дифференциальную диагностику между простатитом, ДГПЖ и раком предстательной железы. ТРУЗИ дает возможность более четко визуализировать размеры, конфигурацию простаты и его структуру.
Проведение обследования на выявление рака предстательной железы с использованием диагностической триады: анализа крови на ПСА, пальцевое исследование прямой кишки и ТРУЗИ.
Каждый из описанных выше методов скрининга обладает как определенными достоинствами, так и недостатками. Поэтому наиболее эффективным считается применение этой «диагностической триады».
Сочетанное применение пальцевого исследования и ПСА позволяет существенно повысить специфичность и чувствительность обследования. Так, при уровне ПСА 0-4 нг/мл, вероятность обнаружения опухоли при отсутствии патологических пальпаторных изменений составляет 7,5%, тогда как при наличии последних — 15,5%, а при ПСА более 4 нг/мл — 22% и 57% соответственно. Комбинация всех трех методов позволяет выявить РПЖ в 77,0% случаев.
Методика обследования. Формирование групп риска.
Группы первичного обследования. Возраст относится к основным факторам риска рака предстательной железы. Частота выявления у лиц моложе 50 лет незначительна. С возрастом уровень ПСА растет, а диагностическая ценность этого теста у пожилых пациентов снижается. Однако мужчины с неблагоприятной семейной наследственностью, чьи отец и братья болели раком предстательной железы, должны включаться в обследование после 40 лет, так как у них высока вероятность заболеть раком в течение жизни. Кроме того, исследование уровня ПСА должно проводиться в обязательном порядке всем больным ДГПЖ перед назначением длительной медикаментозной терапии.
Обследование начинают с взятия анализа крови на ПСА. После получения результата проводят пальцевое ректальное исследование. При обнаружении изменений консистенции (уплотнение, неоднородность структуры) и/или конфигурации предстательной железы — прибегают к трансабдоминальной, а при необходимости и трансректальной эхографии, как к уточняющей процедуре.
Если уровень ПСА не превышает 4 нг/мл, а данные пальцевом исследовании — отрицательные, пациенту рекомендуется повторное обследование в срок, в зависящий от исходного значения простатического антигена. Наличие пальпаторных и/или ультразвуковых признаков, подозрительных в отношении рака простаты (вне зависимости от уровня ПСА), а также увеличение ПСА выше 10 нг/мл — делают выполнение биопсии простаты необходимой.
Врач-онколог
ГУЗ «Областной онкологический диспансер»
Пронина Д. А.