Социальная адаптация
Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.
Что такое социальная адаптация?
Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать определение понятия «адаптация».
Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
В социальной работе учитываются различные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных пособий, выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека:
- биологическую;
- физиологическую;
- психологическую;
- социальную.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер. Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменившейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.
По большому счету, каждому из нас, живущему в реальном обществе, приходится многократно приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. И прежде всего такая адаптированность требуется в сфере трудовых отношений, лично-бытовой и культурной-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выделяют три основных вида социальной адаптации6
- производственную;
- бытовую;
- досуговую.
Адаптация как социальная технология
Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т.д.). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социальной работе. К их числу относятся следующие направления:
- социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот – выпускников детских домов;
- адаптация участников военных конфликтов;
- адаптация лиц, подвергающихся насилию;
- адаптация лиц, переживших катастрофы;
- адаптация безработных;
- адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения и др.
При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание считается необходимым обратить на первое направление. Ведь будущее страны – ее дети и молодежь. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой их категории, какой являются сироты, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-сирот – выпускников детских домов все еще остается их личной проблемой. По данным на начало 2007г., только один из десяти выпускников российских детских домов и интернатов адаптируется в нашей жизни. 30% воспитанников этих учреждений становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — кончают жизнь самоубийством. Такова печальная статистика.
Крайне сложная ситуация, связанная с адаптацией детей-сирот – воспитанников детских домов, объясняется не только недоработкой персонала детских домов и интернатов, но и ограниченными финансовыми возможностями по развитию целой сети специализированных социальных учреждений адаптационно-реабилитационной направленности. Кроме того, проблему эту обостряет и общая социально-экономическая ситуация в стране.
Система методов социальной адаптации
Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации могут быть использованы следующие методы:
- универсальный метод информационно-консультативной беседы;
- метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике;
- метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж и др.
В настоящее время самым актуальным метод социальной адаптации является социальный патронаж, особенно в адаптации для детей-сирот. Смысл его заключается в оказании этим детям адресной социальной помощи. В своеобразном персональном социальном патронаже нуждаются и многие дети, начинающие учебу в школе. Не секрет, что почти весь первый год обучения в школе дети тратят на адаптацию к требованиям педагога и усвоение нового типа поведения. Некоторые школьники приспосабливаются к новым условиям быстро и без помощи взрослых, а другим требуются большой срок и поддержка учителя. Повышенно тревожный ребенок, чувствуя себя постоянно под угрозой, будет избегать ответов у доски. Как считают психологи, если такое поведение продолжается довольно долго, то ученик попадает в разряд неуспевающих. Негативное отношение учителя может привести к потере познавательного интереса. Особое внимание к такому ребенку, социальное патронирование его могло бы способствовать более быстрой адаптации к условиям и требованиям школьного учебного процесса.
Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности или социальной группы. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональной деятельности.
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
ОПРОСНИК СПА
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любите состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
- Свои обещания выполняете всегда.
- Теплые, добрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый; держитесь ото всех чуть в стороне.
- В своих неудачах вините себя.
- Человек ответственный; на Вас можно положиться.
- Чувствуете, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
- На многое смотрите глазами сверстников.
- Принимаете в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращаетесь от мечты к действительности.
- Всегда готовы к защите и даже нападению: «застреваете» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мышления.
- Умеете управлять собой и собственными поступками, заставляете себя, разрешаете себе: самоконтроль.
- Часто портится настроение: накатывает уныние хандра.
- Все, что касается других, не волнует меня: сосредоточен на себе, занят собой.
- Люди, как правило, Вам нравится.
- Не стесняетесь своих чувств, открыто выражаетесь.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладите.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
- В душе – оптимист, верите в лучшее.
- Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
- К людям критичны и судите их, если считаете, что они этого заслуживают.
- Обычно чувствуете себя не ведущим, а ведомым: Вам не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство из тех, кто Вас знает, хорошо к Вам относится, любят Вас.
- Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
- Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствуете себя беспомощным, нуждаетесь в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следуете ему.
- Принимаете, казалось бы, самостоятельные решения, но не можете освободиться от влияния других людей.
- Испытываете чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
- Чувствуете неприязнь к тому, что окружает.
- Всем довольны.
- Выбиты из колеи: не можете собраться, взять себя в руки организовать себя.
- чувствуете вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
- Уравновешен (а), спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствуете себя обиженным (ой).
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
- Бывает, что сплетничаете.
- Не очень доверяете своим чувствам: они иногда подводят вас.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумаете.
- Происходящее с Вами толкует на свой лад, способны напридумывать лишнего.
- Человек терпимый к людям и принимаете каждого таким, каков он есть.
- Стараетесь не думать о своих проблемах.
- Считаете себя интересным человеком – привлекательным как личность.
- Человек стеснительный, легко тушуетесь.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довели дело до конца.
- В душе чувствуете превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразили себя, проявили свою индивидуальность, свое Я.
- Боитесь того, что подумают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно цените.
- По натуре вожак и умеете влиять на других.
- Относитесь к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
- Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневаетесь в его правильности.
- Пребываете в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
- Довольны собой.
- Невезучий.
- приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презираете лиц противоположного пола и не связываетесь с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
- Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствуете, что растете, взрослеете: меняетесь сами и отношение к окружающему миру.
- Случается, что говорите о том, в чем совсем не разбираетесь.
- Всегда говорите только правду.
- Встревожены, обеспокоены, напряжены.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствуете неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любите прихвастнуть.
- Принимаете решения и тут же их меняете; презираете себя за безволие, а сделать с собой ничего не можете.
- Стараетесь полагаться на свои силы, не рассчитываете на чью-то помощь.
- Никогда не опаздываете.
- Выделяетесь среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, себя хорошо понимаете.
- Общительный, открытый человек; легко сходитесь с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем можете справиться.
- Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоитесь, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
- Все свои привычки считаете хорошими.
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
- «0» — это ко мне совершенно не относится;
- «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
- «3» — не решаюсь отнести это к себе;
- «4» — это похоже на меня, но нет уверенности;
- «5» — это на меня похоже;
- «6» — это точно про меня.
№ | Показатели | Номера высказываний |
---|---|---|
1 | Адаптивность | 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 |
Дезадаптивность | 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | |
2 | Лживость | 8, 34, 45, 48, 81, 89, 82, 92, 101 |
3 | Принятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 |
Непринятие себя | 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | |
4 | Принятие других | 9, 14, 22, 26, 53, 97 |
Непринятие других | 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | |
5 | Эмоциональный комфорт | 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 |
Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | |
6 | Внутренний контроль | 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 57, 63, 68, 79, 91, 98, 13 |
Внешний контроль | 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 | |
7 | Доминирование | 58, 61, 66 |
Ведомость | 16, 32, 38, 69 | |
8 | Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64 |
Нормы:
- (68-170) 68-136 баллов;
- (18-45) 18-36 баллов;
- (22-52) 22-42 баллов;
- (12-30) 12-24 баллов;
- (14-35) 14-28 баллов;
- (26-65) 26-52 баллов;
- (6-15) 6-12 баллов;
- (10-25) 10-20 баллов;
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.