Наркомания — проблема семейная
Наркомания на сегодняшний день является одной из самых сложных проблем для практических психологов. Работа с наркоманами требует достаточно большого мужества. Количество случаев длительного воздержания от наркотиков — не более 30%, почти как в онкологии. Значит ли это, что не стоит т лечиться? Конечно же, стоит, без лечения силы находят в себя для отказа от наркотика единицы.
В употреблении наркотиков можно выделить несколько стадий.
Первая стадия – латентная (скрытая). Человек употребляет наркотики, но близкие об этом еще не знают, скорее, не хотят знать. На этой стадии в семье присутствует мощнейший механизм вытеснения любой информации, которая может быть связана с семейным неблагополучием и с возможностью употребления наркотиков.
На стадии латентной наркотизации близкие люди удивительным образом превращаются в слепцов. Они не видят самых ярких и самых очевидных признаков потребления наркотиков. Они не замечают странности его поведения, расширенных или суженных зрачков, странных высказываний невпопад и эмоций, не соответствующих ситуации. Не замечают того, что по утрам ему трудно вставать, а вечером он приходит домой странный либо слишком раскованный, либо чуть-чуть депрессивный, не замечают выражения его лица, его странного поведения. Иногда они не замечают того, что существенно возрастает сумма, которую он ежедневно требует на свои расходы. Иногда они не замечают даже того, что пропадают вещи. Если они это замечают, удивительным образом они находят объяснения, не связанные с возможностью употребления их ребенком наркотиков. Все это связано с функционированием механизма вытеснения.
Между тем, установление контроля за поведением и проведение лечения на этапе первых проб гораздо эффективнее, поэтому крайне важно обращать внимание на странности поведения и максимально быстро обращаться к специалисту.
Что происходит, когда употребление наркотиков уже невозможно скрыть?
Близкие попадают в состояние очень мощного эмоционально шока. С этого момента в семье начинает развиваться острый семейный кризис. Все противоречия, существовавшие до этого времени в семье, начинают обостряться. Матери и жены, как правило, развивают потрясающую активность по спасению своих детей и мужей, а отцы, не выдерживающие в этом с ними конкуренцию, либо остаются пассивными, либо очень неустойчиво реагируют на наркомана, ведут себя агрессивно. В семье формируется хронический стресс, который можно назвать словом созависимость. Созависимые мечутся между двумя альтернативами: либо жесткий контроль, либо отвержение.
Что же лучше для наркомана: изолировать его из семьи или дать ему возможность жить самостоятельно? Разрешима ли эта проблема в принципе?
По большому счету, если мы говорим о наркоманах, начавших употреблять наркотики после 20-летнего возраста, то для подавляющего большинства из них самым оптимальным вариантом оказывается просто дистанцирование его от семьи, когда помощь оказывается только в ответ на реальные поступки, связанные с отказом от наркотиков.
То есть лучше всего отделить и забыть? Оставить в покое, без материнской опеки?
Нет, не забыть. Оставить в покое и сказать: Сын (или дочь), я за тебя отвечаю. А ты за меня отвечаешь, а ты за себя отвечаешь? Самый оптимальный вариант — вернуть ему ту меру ответственности, которую он должен нести за себя. Но оптимально помощь семье может оказать только специалист, имеющий нужную подготовку.
Существует ли какая-то реальная, соответствующая действительности статистика, по всем проблемам наркомании?
Любая статистика, связанная с проблемами наркомании, не отражает реальной картины ни в коей мере. Как правило, в статистические отчеты включаются данные о поставленных на учет в наркологических диспансерах либо имеется в виду статистика правоохранительных органов. Те, кто фиксируется правоохранительными органами, не исчерпывают всех социальных групп, которые в той или иной степени вовлечены в наркоманию и незаконный оборот наркотиков.
Какие меры можно предпринять, чтобы люди поняли, что они творят зло? Можно ли эту проблему назвать психологической?
Идет торговля смертью. И в этом смысле люди удивительно слепы к тому, что происходит на самом деле. Вспомните нашу реакцию, когда мальчишка прямо перед нами покупает в магазине сигареты. Это проблема, конечно же, психологическая. Проблемы не решить без активной позиции каждого, без нетерпимости к потреблению наркотиков.
Если есть информация о распространении наркотика – ее необходимо передать в правоохранительные органы по телефону доверия Управления ФСКН России по Липецкой области 8 (4742) 25—27—25, в г. Ельце 8 (47467) 4-62-37.
Также свои вопросы и сообщения можно оставить на официальном сайте Управления ФСКН России по Липецкой области — fskn.lipetsk.ru. Каждый потребитель наркотиков, члены его семьи должны знать телефон доверия центра реабилитации наркологической службы – 43-00-90, где можно получить информацию по всем вопросам, касающихся лечения и диагностики наркомании.
Клинический психолог
ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер»
Ольга Олеговна Бирюкова