Замкнутый круг зависимости
Ему всего 19, но он смотрит на меня, как уставший от этой жизни старик, в его больших изумрудных глазах с чудными длинными ресницами нет будущего. В его жизни не осталось больше ничего, кроме наркотика.
С чего все началось? Ему едва исполнилось 14 лет, он ходил в школу и спортивную секцию, но жизнь казалась пустой, ей не хватало блеска, в ней не было «драйва». Стеснительный с детства, подавленный своей матерью, не нужный ей, решающей свои «личные проблемы», он нуждался во внимании. Но жизнь пропадала за извечной суетой и будничностью… Тогда-то и предложили, тогда-то и попробовал.
«Но ты ведь знал, что это опасность? Ты же понимал, что возникнет зависимость?» — говорю я. «Зависимость… — тянет он. – Становилось легче, я становился веселым. Зависимость… после первой дозы я почувствовал себя свободным, настоящим, живым. Потом еще раз, смотрю – нет зависимости, не тянет, я все контролирую. И еще раз – нет зависимости. Четвертый, пятый… а оказывается это и есть зависимость».
— Что такое зависимость и вследствие чего она формируется? С этими вопросами я обратилась к психологу Областного центра медицинской профилактики Светлане Исковских.
— Зависимость это совершенно нормальная часть жизни любого человека. Независимых людей не бывает. Однако, зависимость – зависимости рознь.
Существует здоровая зависимость присущая любому человеку. Все то, от чего мы зависим, и что укрепляет наше физическое, эмоциональное, материальное и социальное благополучие – это здоровая, нормальная зависимость.
Природа же патологической зависимости такова – человек хочет не потому, что ему от этого хорошо, а потому, что уже не может не хотеть. А это, согласитесь, далеко не одно и то же.
Чаще всего источником зависимого поведения являются сложные нарушения личности. Это может быть негативный опыт разных периодов жизни, приводящий к внутреннему дискомфорту, к неспособности противостоять неудачам и трудностям, к отсутствию четких ориентиров в жизни, к неумению «быть взрослым» и отвечать за свою жизнь. Неразрешенная внутренняя проблема может привести к использованию «заместителей» неудовлетворенных потребностей. Вот почему у разных форм зависимостей: переедания, алкоголизма, табакокурения, наркомании, азартных игр, злоупотребления шоколадом и кофе – один и тот же механизм происхождения.
Принять наркотик – значит выпить мензурку со смертельными бациллами. Никто не сделает этого просто так, от нечего делать, на фоне полного благополучия.
Если человек начал принимать наркотик, значит, в его жизни, сколь бы успешной и беззаботной она ни казалась, накопилось множество психологических проблем.
Наркоман живет как белка в колесе – чем быстрее она бежит, тем быстрее крутится колесо, и тем быстрее ей нужно бежать, чтобы не упасть.
Стать наркоманом, т.е. попасть в зависимость, можно даже попробовав наркотик только один раз. Тому есть тысячи примеров. Кто из пациентов наркологических клиник собирался стать наркоманом? Наверное, никто. Все хотели «только попробовать». А попробовав однажды, захотели попробовать еще…
-Почему же, несмотря на то, что, став зависимыми, люди достаточно быстро понимают пагубность своего поведения и даже представляют себе пути выхода из ситуации, но продолжают упорно совершать одни и те же поступки и допускать одни и те же ошибки?
Как известно, инстинкт самосохранения является одним из основных инстинктов человека. И таким образом, напрашивается вывод: если человек продолжает действовать таким образом, что зависимость не только не отступает, но и прогрессирует, значит, она ему зачем-то нужна.
Иногда люди совершают поступки, разрушающие их жизнь, счастье, здоровье. Как бы странно это ни выглядело, но та вторичная выгода, которую получают от подобного поведения, оказывается важнее, но, ни другим, ни себе они никогда не признаются в том, что в основе их зависимости лежит стремление получить выгоду. Зависимые люди этого просто не осознают.
Когда вы наиболее внимательны к близким людям? Правильно, когда у них случилось что-нибудь плохое или они заболели. Поэтому многие болезни и проблемы – это способ восполнить недостаток внимания окружающих.
Наркотик всегда наркотик и неважно, «легким» его называют или «тяжелым». Он убивает жизнь изнутри, сужает ее до затяжки, до пилюли, до одного укола, превращает жизнь в ад, где единственная отрада – доза, и, в конечном счете – смерть.
Специалист по работе с подростками Областного наркодиспансера Алексей Николаевич Яковлев рассказывает, что многие из его пациентов согласились на введение наркотика ради «неземного удовольствия» и просчитались, так как введение наркотика, например, опиатов, вызывает тошноту, зуд в области лица и жар в животе, запоры, убирает болевую чувствительность и на этом эффекты наркотика заканчиваются. При повышении дозы возможна смерть от остановки дыхания, но «неземное блаженство» по-прежнему отсутствует.
Но когда вокруг подростка собрались «друзья», когда они заглядывают в глаза и спрашивают «ну как?», и самому себе надо как-то объяснить причину приема наркотика, то подросток не решается сказать правду и поддерживает миф о наркотическом блаженстве. А если более сильная личность неуверенно заявит о своем разочаровании, то на этот случай у наркодиллеров припасено объяснение – «с первого раза не распробовал, коли еще».
После приема наркотика мозг теряет способность вырабатывать собственные вещества, стимулирующие центр удовольствия, мир становится скучен, тоска, смутная тревога поселяются внутри. Наркотик начинает восприниматься как удовольствие только потому, что меркнет удовольствие от всего остального.
Современная наука позволяет не только лечить, но и предупреждать развитие наркомании еще до первых проб наркотика, уверенно заявляет Алексей Николаевич. Известны генетические маркеры склонности к наркотизации, зная генетические особенности подростка, можно своевременно принимать необходимые меры, активизировать нравственное воспитание, увлечь спортом или другим полезным занятием.
Более подробные консультации о вопросах профилактики и лечения подростковой наркомании можно получить у специалистов детско-подростковой службы по тел. 43-22-17.