Современные подходы к диагностике и лечению рака молочной железы
В лечении одного из самых распространённых раков — молочной железы — произошёл настоящий прорыв. Благодаря этому, страшный диагноз, когда-то звучавший смертельным приговором, перестал восприниматься фатально.
Актуальность этой проблемы сегодня высока как никогда. Ведь рак молочной железы — лидирующее онкозаболевание у женщин, имеющее тенденцию к постоянному росту.
Бесплатно 1 раз в 2 года это исследование можно пройти в рамках диспансеризации в районной поликлинике. Риск заболевания растёт с возрастом, около 5% всех диагнозов рака груди приходятся на женщин до 40 лет. От 40 до 50 лет выявляется около четверти случаев. Остальные больные получают свой диагноз после 50 лет {пик — к 70 годам).
Одно из достижений последнего времени — открытие роли генов в развитии рака. Так, известно, что мутация генов ВКСА1 и 2 (которые окрестили геном Анджелины Джоли) многократно увеличивает риск заболеть раком молочной железы и раком яичников. Если в целом по популяции такой риск у женщины — 12-13% и 1-2% соответственно, то наличие такой мутации повышает эти риски до 35-80% и 40-60%. Поэтому женщинам с такими мутациями нужно более внимательно относиться к здоровью и проводить диагностику чаще, чем другим.
Обследования и диагностика.
Главный метод диагностики — маммография. Она позволяет выявить опухоль на ранней стадии, когда та ещё мала и не прощупывается и никаких жалоб, и симптомов нет. Тем не менее не стоит пренебрегать и регулярным осмотром у маммолога, так как в 10-15% случаев рак обнаруживается только в ходе ручного обследования и незаметен на маммограмме.
Молодым женщинам от 20 до 40 лет надо раз в 1-2 года проходить клиническое обследование груди у гинеколога или маммолога и делать УЗИ молочных желёз. После 40 лет при среднем риске развития заболевания — делать ежегодную маммографию. И раз в полгода-год — посещать маммолога для проведения клинического обследования
При высоком риске (при наличии семейных случаев рака молочной железы, мутации генов и предраковых состояниях, а также после прохождения лечения по поводу рака молочной железы) кратность и вид исследований определяет маммолог.
Помимо маммографии могут использоваться: УЗИ и МРТ молочных желёз, а также ПЭТ, КТ и другие методы.
Сегодня на смену плёночной маммографии пришёл цифровой томосинтез молочной железы — трёхмерная маммография. Это исследование показывает железу уже не в двух проекциях (сверху и сбоку), а объёмно, что позволяет избежать эффекта «наложения тканей» и повышает точность метода. В сомнительных случаях используется и контрастная спектральная маммография (с введением в организм контрастного вещества). Модифицировалось и традиционное УЗИ — сегодня уже применяется автоматическое ЗР-сканирование молочных желёз, которое не только точнее, но и информативнее ручного метода, так как анализирует больше параметров. Не стоят на месте и инвазивные методы диагностики. Вместо обычной тонкоигольной биопсии, с помощью которой ранее исследовали подозрительные новообразования в молочной железе, в последние 10 лет стала применяться вакуумная аспирационная биопсия. Её проводят не вслепую, а под контролем УЗИ, рентгена или МРТ. Кстати, этим методом можно не только отличить «добро» от «зла», но и без скальпеля вылечить доброкачественную опухоль молочных желёз.
Выбор лечения (а также прогноз) онкозаболеваний основывается не только на стадии, но на типе опухоли (что определяет иммуногистохимический анализ).
Выявление рецепторов, в отношении которых опухоль чувствительна, дало возможность проводить таргетную терапию (от слова «т.аг§;еЪ> — «мишень»). При таком лечении препараты действуют прицельно на опухоль, меньше затрагивая здоровые клетки. Всё это повышает эффективность лечения и снижает побочные эффекты.
Сильно изменилось хирургическое лечение. Сегодня в приоритете — органосохраняющие методики. И дело не только в эстетике. Ведь применявшаяся с 1882 года традиционная операция — радикальная мастэктомия — не только уродовала, но и калечила женщину, так как помимо молочной железы хирургу приходилось удалять пациентке и большую, и малую грудные мышцы, а также регионарные лимфоузлы. После такого вмешательства очень высок был риск развития лимфатического отёка, нарушения функции плечевого сустава, боли, потери чувствительности тканей. Сейчас такой объём операции проводят крайне редко-только когда опухоль очень велика и прорастает в мышечную ткань. Ведь доказано, что модифицированная радикальная мастэктомия, при которой удаляются только подмышечные лимфоузлы и нетронутыми остаётся часть кожи молочной железы и подлежащих мышц, работает так же хорошо. Сегодня всё чаще {конечно, если есть такая возможность) хирурги отказываются от полного удаления лимфатических узлов. Хотя начиная с XIX века и вплоть до конца прошлого столетия иссечение подмышечных лимфоузлов проводилось всем больным подряд. Но сегодня это вмешательство проводят только по показаниям. Чтобы определить объём операции, проводится биопсия так называемого « сторожевого» узла (первого лимфатического узла на пути оттока лимфы). На сегодняшний день доказано, что если клеток опухоли не обнаружится в сигнальном лимфатическом узле, то их нет и в других лимфоузлах и, следовательно, их удаления не требуется.
Современная химиотерапия использует большое количество активных препаратов, ведь каждому раку предназначено своё лекарство. К тому же благодаря эффективным современным противорвотным лекарствам это лечение переносится больными существенно лучше. Активно развивается такое направление, как предоперационная химиотерапия. Повышает эффективность «химии» и её сочетание с новыми препаратами. Сегодня при раке молочной железы женщинам назначают гормоны на 5 лет — это снижает риск рецидива.
Большие надежды онкологи питают в отношении активно развивающегося направления — иммунотерапии. Этот метод предполагает активную роль в борьбе с раковой опухолью иммунной системы самого пациента.
Новые возможности появились и у лучевой терапии, при которой используется ионизирующее (радиоактивное) излучение. Метод может использоваться после операции на молочной железе и/или последующей химиотерапии, чтобы до конца уничтожить все раковые клетки, которые могли остаться в молочной железе, грудной стенке или в подмышечной области. Чаще всего при лечении рака молочной железы используется внешнее облучение, похожее на обычный рентген, но занимающее чуть больше времени (сеанс длится от 10 до 20 минут). Лечение обычно проходят 5 дней в неделю (кроме выходных) в течение 6-7 недель. В России появилась и методика ускоренного облучения, активно используемая в Канаде и Великобритании. Во время ежедневных сеансов пациентка получает более высокую дозу облучения, но при этом весь курс умещается в 4 недели.
Существует ещё один метод радиологического лечения — интрзоперационная лучевая терапия, при которой одна большая доза облучения даётся прямо в операционной во время лампэктомии (операции по удалению части молочной железы). Это повышает эффективность лечения, снижая риск рецидивов.
Новые технологии и методы лечения рака молочной железы позволили достигнуть высокой общей выживаемости больных с достойным качеством жизни.
Врач-онколог
ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер»
Харин Дмитрий Валентинович